Обучение по диджитал маркетингу для взрослых.
Школа с ирландскими корнями и международными стандартами
D'SKUL Care
субсидии на обучение
Всё о профессии бренд-менеджера: навыки, функции, обучение
Товары и услуги давно покупают не только из-за их качества. На рынке может быть десяток практически идентичных продуктов, но при это одни будут популярны и востребованы, а другие — терпеть неудачи. От чего зависит исход? Секрет в сильном бренде. Люди не хотят покупать просто мыло или курс английского, их привлекает то, что связано с этим продуктом, какие идеи, ценности и поступки стоят за его брендом.

Сделать сильный бренд — целое искусство, которым в совершенстве владеет бренд-менеджер. Брендинг становится все более трендовым направлением — компании хотят быть заметными. Помочь решить эту задачу может только профессионал. На первый взгляд создание бренда не выглядит сложным процессом — придумать название, выбрать айдентику, вести соцсети и заказывать рекламу. Разве этого недостаточно? Нет, на самом деле это серьезный процесс, который требует глубокого понимания брендинга, маркетинга и психологии. Расскажем, чем занимается бренд-менеджер, какими навыками должен обладать, и куда пойти учиться, чтобы стать профи.
Чем занимается бренд менеджер:
главные функции

01
Знает продукт и его потребителя
Бренд-менеджер должен разбираться в продукте так же хорошо, как и его производитель. Нельзя создать бренд для того, что ты недостаточно изучил, не проник в суть. Бренд-менеджер работает на двух полюсах — он должен одинаково хорошо знать и продукт, и его потребителя.

Изучение аудитории — отдельная большая часть бренд-менеджмента. Нужно учитывать незаметные глазу других людей вещи, отслеживать тонкие реакции на самые малейшие изменения в позиционировании или упаковке.

Бренд-менеджер должен знать всё о тех людях, на которых ориентирован бренд — что они любят, как проводят свободное время, о чем мечтают, что их волнует и раздражает, а что приносит радость. Без понимания характера и вкусов аудитории нельзя создать попадающий в цель бренд. Относится к аудитории, как к набору демографических признаков — провальный путь.

Издалека может показаться, что бренд-менеджер пытается угадать, что же понравится людям, что им «зайдет». В действительности его задача — просчитать все возможные реакции максимально точно, настроить инструмент бренда так, чтобы он резонировал с людьми. Для получения достоверных результатов бренд-менеджер напрямую и лично опрашивает целевую аудиторию, наблюдает за ней со стороны, отмечая реакции. Без знаний в психологии и нейромаркетинге здесь не обойтись.
02
Анализирует рынок, конкурентов и тренды
Бренд-менеджер должен знать обо всём, что происходит на рынке. Любое изменение, появление нового тренда или заявка на конкуренцию не должны оставаться вдали от его внимания.

Но только отслеживать тенденции мало, нужно также уметь анализировать их, делать выводы и использовать на благо бренда.

Важная функции — отслеживание положения бренда на рынке. Менеджер постоянно в курсе того, как бренд себя показывает.
03
Следит за репутацией бренда
Бренд-менеджер должен быть в курсе всего, что пишут и говорят о бренде. Он или его подчиненные отслеживают все упоминания в соцсетях, блогах, порталах, отзовиках, СМИ. Без знания о том, как аудитория относится к бренду, невозможна его адекватная корректировка. Бренд-менеджер находится в состоянии постоянной «настройки», обратная связь играет в этом процессе ключевую роль.

Мониторинг онлайн-упоминаний позволяет также быстро сгладить недостатки, грамотно ответив или решив вопрос. Это положительно сказывается на репутации, показывает, что бренд ей дорожит, ценит своего клиента и готов работать ради его удовлетворения.
04
Формирует цены и ассортимент
Бренд-менеджер не может остаться в стороне от ценообразования. Именно его анализ аудитории и способность создать максимально подходящее предложение, помогают расширять ассортимент бренда. Специалист знает, что нужно клиентам, сколько они готовы или могут за это заплатить.

Конечно, занимается он этим не в одиночку — процесс предполагает тесное сотрудничество с маркетологами и производственным отделом.
05
Обучает менеджеров и мерчендайзеров
Задача бренд-менеджера — донести до всех сотрудников, которые представляют или презентуют бренд, то, как сделать это правильно. Даже самый продуманный бренд проиграет, если некорректно его продемонстрировать. Чтобы избежать ошибок, бренд-менеджер проводит обучающие сессии, на которых объясняет тонкости, показывает, на что нужно делать акценты при презентации товара. Также он доносит эту информации до поставщиков и представителей магазинов, в которых реализуется товар.
06
Делает прогнозы по продажам
Сам по себе бренд-менеджер не занимается продажами — это задача других специалистов. Однако он участвует в их прогнозировании. Так как бренд-менеджер всегда держит руку на пульсе спроса и предложения, он может предсказывать, насколько востребованным окажется продукт в конкретный отрезок времени. А также сделать всё возможное, чтобы положительно повлиять на показатели продаж. Например, с помощью системы скидок.
07
Выявляет недостатки продукта
и запускает процесс их корректировки
Так как бренд менеджер постоянно отслеживает реакции потребителей, у него есть вся необходимая информации для того, чтобы помочь производству сделать товар лучше. Специалист отбирает важные требования аудитории к продукту, вычисляет, что людей сейчас не устраивает в его качестве, чего не хватает. Собранные данные он анализирует и направляет результаты производителю, чтобы произвести корректировки.
08
Следит за коммуникациями
Не только внешний вид и презентация товара должны быть гармоничными и в стиле бренда. Это касается также и всех коммуникаций. Бренд-менеджер следит за тем, чтобы все сотрудники, которые контактируют с аудиторией, создают любой, относящийся к бренду контент, — выступали в едином, утвержденном заранее стиле.
Какими навыками и знаниями должен обладать бренд-менеджер
Перечисленные выше функции требуют серьезной подготовки, а также владения множеством ценных навыков.
01
Создавать бренд с нуля
Не всегда специалиста нанимают уже развитые бренды, иногда компания ищет менеджера под свой новый проект, которому только предстоит обрести лицо.
02
Обладать знаниями в маркетинге, рекламе, PR
Чтобы работать бренд-менеджером, не нужно сначала заканчивать курсы по всем этим профессиям, но иметь представление об основных принципах и инструментах — обязательно. Вы будете контактировать со специалистами из этих отделов, а также играть определенную роль в рекламных, маркетинговых и PR процессах. Без специальных знаний не обойтись.
03
Разбираться в психологии потребителей
Вынесем этот навык отдельным пунктом, выделяя его на фоне остальных маркетинговых знаний. Бренд-менеджер должен отлично разбираться в людях, понимать, почему они совершают те или иные действия, отдают предпочтение определенным продуктам.
04
Уметь собирать, обрабатывать и анализировать большие объемы информации
Бренд-менеджер постоянно получает данные из разных источников, держит руку на пульсе рынка, постоянно что-то анализирует. Это один из ключевых навыков профессии.
05
Уметь управлять командой
В подчинение специалиста по брендингу может быть достаточно большое количество людей. Навык управления и организации сотрудников очень важен.
06
Строить эффективную коммуникацию
Бренд-менеджеру придется много общаться — он всегда в контакте со специалистами из других отделов, руководством и производством. Также нередким будет участие в профессиональных выставках и конференциях. Везде нужно контактировать с людьми.
Сколько зарабатывает
бренд-менеджер
Уровень дохода может зависеть от множества факторов — сфера деятельности и размер компании, опыт и навыки конкретного сотрудника и т. д. Однако если проанализировать открытые источники, то можно составить примерную зарплатную вилку по рынку.

В Москве бренд-менеджеры получают в среднем на 30% больше, чем в регионах, где вакансия встречается несколько реже. Зарплатная вилка в Москве приблизительно следующая:
60 000 — 100 000 ₽
Начинающий (Junior)
100 000 — 150 000 ₽
Средний уровень (Middle)
150 000 — 300 000 ₽
Опытный специалист (Senior)
Нужно также учитывать, что многие крупные зарплатные предложения не указываются напрямую в вакансиях, а озвучиваются соискателю лично на собеседовании.
Какие вопросы могут ждать бренд-менеджера на собеседовании
Кстати, о собеседованиях. Помимо просьбы продемонстрировать резюме и рассказать об успешных проектах, HR-специалисты часто задают вопросы, которые помогают отсеять нерелевантных кандидатов. Бренд-менеджер — это практик, поэтому вопросы в основном направлены в сторону того, как кандидат будет решать поставленные задачи, как справляться с возникающими проблемами. Но могут встретиться и теоретические.

Вот некоторые из возможных вопросов:

— Какими инструментами вы воспользуетесь, чтобы проанализировать аудиторию?

— С чего начнете аудит бренда?

— Как вы будете оценивать узнаваемость бренда?

— Какие вы знаете стратегии позиционирования?

— Как вы будете подбирать название для бренда?

Несмотря на то, какого уровня специалист, он должен это знать и уметь дать развернутые, убедительные ответы.
Как стать бренд-менеджером: плюсы и минусы различных вариантов обучения
01
Поступить в вуз
Высшие учебные заведения не выдают дипломов с указанием профессии «бренд-менеджер». В университете или институте можно получить разве что основные знания по маркетингу, брендингу, рекламе и связям с общественностью, менеджменту.

Минус: это хорошая база для дальнейшего изучения и углубления в специальность, но ее недостаточно. У вас все еще нет толковой практики и более узких знаний, без которых не обойтись.
02
Пойти на второе высшее или переподготовку
Если у вас уже есть высшее образование, то можно поступить на второе или пройти профессиональную переподготовку. Также в некоторых крупных московских вузах есть курсы бренд-менеджмента.

Минус: вузовский подход не всегда самый актуальный, вы рискуете провести два года, прослушивая информацию, которая уже почти устарела.
03
Заняться самообразованием
Изучать основы бренд-менеджмента также можно самостоятельно, пользуясь доступными в интернете материалами — читать книги и рассылки, проходить бесплатные курсы и марафоны, следить за материалами в отраслевых СМИ.

Минус: у вас не будет контроля и наставничества опытного специалиста. Некому будет оценить, насколько правильно вы двигаетесь по теме. Обратная связь для новичков очень важна.
04
Записаться на специальные онлайн или офлайн курс по бренд-менеджменту
Это самый оптимальный вариант обучения. Как правило, программа курсов быстро обновляется и подстраивается под актуальные потребности рынка. Вам не будут пересказывать университетские истины. Обычно обучение на курсах занимает от двух недель до нескольких месяцев. Есть более подробные форматы с домашними заданиями и обратной связью на каждом этапе, а есть короткие интенсивы, которые помогут быстро войти в курс дела и получить самую важную информацию по профессии.

Минус: не всегда курсы организовывают реальные эксперты бренд-менеджмента. К сожалению, рынок образовательных продуктов наполнен курсами-пустышками, которые стоят недешево, но не дают практической пользы. Иногда преподаватели не имеют реального опыта, а просто пересказывают теоретическую информацию, полученную ранее у такого же преподавателя.

Выбирая курсы, будьте внимательны: обращайте внимание на состав наставников, их опыт, бренды, с которыми они сотрудничали. Вряд ли вас многому научит специалист, который разрабатывал только бренд ночного клуба в Туле.

Обязательно ознакомьтесь с отзывами учеников на сторонних сайтах, какие недостатки они отмечают, удалось ли им получить практические навыки после курса и т. д..
05
Получить профессию бренд-менеджера в Digital Business School / IHSBM
Для начинающих мы рекомендуем курс Бренд-Маркетинг, а для действующих маркетологов больше подойдёт программа Бренд-Директор.

Вы научитесь создавать новые бренды, делать ребрендинг, разрабатывать коммуникационные стратегии бренда. Сможете детально изучать потребителя и его инсайты. Погрузитесь в антикризисный PR и нейромаркетинг.

Вашими наставниками будут лучшие эксперты по брендингу, работающие с топ-брендами России и мира.

Да, и в этом курсе очень много практических кейсов!