Использование CMS SEO-специалист не только выдаёт, но и внедряет рекомендации. Для этого нужно разбираться в системах управления сайтами - Bitrix, Wordpress, Joomla, Drupal и т.д.
Особенно важно знать, как настраивать шаблоны генерации мета-данных, загружать уникальные мета для конкретных страниц, редактировать файлы robots.txt и sitemap, создавать ЧПУ-адреса, корректировать редиректы и битые ссылки.
Я учился использовать CMS опять же на практике - заходил в "админку" и разбирался, как она устроена. Интерфейсы популярных CMS довольно дружелюбны, поэтому их освоение - не самая трудная задача.
Вебмастерские кабинеты Яндекс.Вебмастер и Google Search Console - для seo-специалиста владеть ими так же важно, как продавцу владеть ключами от магазина. Вся информация об индексации и о проблемах с ней аккуратно разложена по полочкам в вебмастерских кабинетах.
Excel Основной средой для построения отчётов остаётся Excel. В нём мы не только фиксируем результаты поискового продвижения, но и формируем все рекомендации, с помощью него обрабатываем выгрузки из вебмастерских и seo-сервисов.
В таблицах удобно оформлять списки битых ссылок и редиректов, собирать запросы и прописывать title, description и H1, вести учёт позиций сайта в выдаче на протяжении длительного периода времени и т.д.
В Сети много сайтов и форумов, посвященных обучению работе в Excel. Они помогут найти решение, когда вы сталкиваетесь с незнакомой задачей. Для меня, например, самой большой болью было
выучить функцию ВПР, но теперь она здорово экономит мне время при сведении данных из нескольких таблиц.
Книги, курсы и профессиональные медиа Перечисленные выше пункты помогают решать конкретные SEO задачи, но кроме них нужны базовые знания. Я начал изучать seo в общих чертах еще до того, как решил работать. Как и многие, начал с книги "
Оптимизация и продвижение в поисковых системах" Игоря Ашманова и из нее узнал, как устроены поисковики, ранжирование и так далее. Затем прослушал бесплатные видео-лекции "
Школы SEO" на Youtube. И потом в процессе трудоустройства прошел специальный курс обучения в компании.
Кроме специальных знаний, на мой взгляд, seo-специалисту важно обучаться цифровому маркетингу в широком смысле. Плюс изучать, как устроен любой бизнес и через какие этапы развития он проходит.
Ещё я порекомендовал бы несколько русскоязычных ресурсов, которые помогают "быть в теме":
Дополнительные навыки и знания
Грамотная устная и письменная речь Для seo-специалиста важно не только находить пути решения проблем, но и доносить их на понятном языке до клиента, до коллег из других отделов и т.д. Мне повезло, я учился на филфаке, но для тех, кто далек от гуманитарного образования рецепт один - читать, читать, читать. Количество прочитанного переходит в качество написанного - факт.
Аналитический склад ума SEO-специалист обязан обладать пытливым умом, выверенной логикой и способностью понять, где причина, а где следствие. Если вы не любите головоломки, логические задачи или шахматы, вам вряд ли будет комфортно заниматься поисковым продвижением.
Английский язык Многие seo-сервисы и информационные ресурсы доступны только на английском языке. Поэтому владеть языком нужно хотя бы на уровне чтения со словарем. Но лучше записаться на курсы или пойти к репетитору и изучить английский с маркетинговым уклоном. Я так и сделал.
Высшее образование
База в виде технического образования, желательно в IT, существенно увеличивает шансы не только на трудоустройство, но и на успех в профессии. Большинство специалистов в "Ашманов и партнеры" - технари. Я же учился на филфаке и мне это пригодилось в оформлении отчетов, рекомендаций и в общении.
С чего начать В любом деле важно сделать первый шаг, чтобы понять нравится оно или нет. В seo, на мой взгляд, стартовать можно двумя способами: начать карьеру с позиции ассистента или самообучаться и параллельно продвигать, например, собственный сайт. Но далеко не каждый сможет вариться в собственном котле.
Работа в агентстве или в штате компании - более быстрый путь. Ещё есть курсы известных практиков за относительно небольшие деньги, которые помогут освоить профессию эффективнее, чем учеба по наитию или работа ассистентом с нулевой базой. Сочетая теорию, полученную на курсах, с актуальной информацией из блогов и медиа и постоянной практикой, вы найдёте место на рынке поискового маркетинга - я уверен!
Если же у вас нет живого интереса к интернет-маркетингу, если вы не любите анализировать, выявлять причинно-следственные связи и в чем-то кропотливо разбираться, то, пожалуй, без этого плацдарма работать и расти в профессии будет затруднительно. Но попробовать в любом случае стоит.